понедельник, 31 декабря 2018 г.

Кэшбэк возврат наличных, кэшбэк ндфл

Кэшбэк: возврат наличных



"ЭЖ-Юрист", 2012, N 36



Все чаще в сферах банковского дела и интернет-торговли для привлечения клиентов и повышения их лояльности в России используется такой инструмент, как кэшбэк (от английского cashback - возврат наличных денег). Эта разновидность бонусной программы давно существует в западных странах. Теперь она приживается у нас. В чем же привлекательность кэшбэк-способа?



Программа лояльности



Схема кэшбэка отличается от ставших традиционными схем привлечения клиентов и состоит в том, что клиент самостоятельно оплачивает продавцу розничную стоимость товара, а продавец товара уполномочивает другое юридическое лицо (аффилиата) осуществить возврат клиенту части стоимости покупки (бонус).



Источник кэшбэка - это комиссионные денежные суммы, которые выплачивает продавец товара аффилиату за каждого покупателя, совершившего покупку у продавца, а аффилиат перечисляет (возвращает) покупателю возврат части стоимости покупки.



Таким образом, продавец стимулирует покупателей приобретать товары и услуги и формирует свою программу лояльности, побуждая покупателя продолжать совершать покупки.



При формировании данной системы лояльности организации необходимо четко понимать, какие вопросы в части налогообложения могут возникнуть у физических лиц (покупателей) в отношении возможной уплаты НДФЛ, и решить вопросы, связанные с уплатой налога на прибыль организаций.



Кэшбэк и НДФЛ



Пункт 1 ст. 210 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.



В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся полученные им товары, выполненные в его интересах работы, оказанные в его интересах услуги на безвозмездной основе.



В данном случае условием получения возврата части стоимости покупки (бонуса) является предыдущая оплата физическим лицом товара у продавца, то есть получение физическим лицом части стоимости покупки можно рассматривать как скидку с цены, предоставляемую физическим лицам при покупке товара у продавца.



Таким образом, получение скидки в форме возврата части стоимости покупки при совершении физическим лицом ранее покупки не может являться доходом физического лица, так как физические лица осуществляют расходы по приобретению товара у продавца для получения данной скидки.



Этому выводу корреспондируют разъяснения Минфина России в Письме от 02.04.2012 N 03-04-06/6-84, в котором указано, что "получение скидки при оплате билетов (получение самого билета) в организации, занимающейся железнодорожными перевозками за баллы, начисляемые за предыдущее приобретение билетов, не является доходом физических лиц, так как физические лица должны осуществлять расходы по оплате проездных билетов в организации, занимающейся железнодорожными перевозками, для получения таких баллов".



Аналогичный подход Минфина России в данном вопросе подтверждается Письмами от 04.05.2010 N 03-02-07/1-213, от 08.11.2011 N 03-03-06/2/169. В последнем ведомство указало, что "начисляемые за пользование услугами банка бонусные баллы, равные определенному денежному вознаграждению, можно рассматривать как авансовую оплату физическим лицом стоимости товаров, услуг. Учитывая изложенное, при приобретении товаров (услуг) с учетом скидок, эквивалентных сумме бонусных баллов, дохода, подлежащего налогообложению, у физического лица не возникает".



Получаемое вознаграждение не является безвозмездно полученным, предоставление физическим лицам товаров (работ, услуг), имущественных прав, стоимость которых полностью или частично оплачена бонусными баллами, возврат физическому лицу части средств от суммы произведенных операций с использованием банковских (платежных) карт можно рассматривать как скидку, предоставляемую физическим лицам со стоимости услуг банка, которая не приводит к возникновению объекта обложения налогом на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 19.04.2012 N 03-04-08/0-78).



Таким образом, при получении товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом скидок, эквивалентных сумме бонусных баллов, у физического лица не возникает дохода, подлежащего налогообложению.



Начисляемые за пользование услугами банка бонусные баллы, равные определенному денежному вознаграждению, которые могут быть зачтены в оплату полной или частичной стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, предоставляемых иными организациями - участниками бонусной программы, можно рассматривать как авансовую оплату физическим лицом стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав. В указанных случаях доход, подлежащий налогообложению, у физического лица также не возникает.



Кэшбэк и налог на прибыль организаций



Схема кэшбэка предполагает заключение агентского договора между продавцом и аффилиатом. Аффилиат (агент) оказывает услуги продавцу (принципалу) по возврату кэшбэка покупателю и предполагает получение аффилиатом выгоды за оказание посреднических услуг. Таким образом, для целей налогового учета из данного договора вытекают два вида расходов - кэшбэк (скидка) и агентское вознаграждение аффилиата.



Рассмотрим обоснованность включения скидки в расходы для целей учета налога на прибыль.



В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.



Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Для надлежащего отражения экономической оправданности скидки необходимо ее предусмотреть в приказе о маркетинговой политике (ст. 40 НК РФ).



Как указано в Письме Минфина России от 02.04.2012 N 03-04-06/6-84, затраты организации, связанные как с реализацией программ лояльности, так и со стимулированием клиентской активности, следует рассматривать как произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и учитывать для целей налогообложения в том случае, если эта деятельность непосредственно направлена на привлечение в организацию большего числа клиентов, а также на сохранение имеющихся клиентов.



Глава 25 НК РФ регулирует налогообложение прибыли организаций и устанавливает в этих целях определенную соотносимость доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли.



Так, перечень затрат, подлежащих включению в состав расходов, связанных с производством и реализацией, содержит материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы, включая расходы на ремонт основных средств, направленные на развитие производства и сохранение его прибыльности (ст. ст. 253 - 255, 260 - 264 НК РФ).



Этот же критерий прямо обозначен в абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ как основное условие признания затрат обоснованными или экономически оправданными: расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.



Из этого же исходит и Пленум ВАС РФ, указавший в Постановлении от 12.10.2006 N 53, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.



Вместе с тем обоснованность получения налоговой выгоды, как отмечается в том же Постановлении, не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала.



Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.



Налоговое законодательство РФ не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.



В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Данный вывод подтвержден Определением КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П.



Таким образом, организации-продавцу необходимо включать предоставляемую скидку во внереализационные расходы на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, причем признаваться расходы будут в том периоде, в котором была предоставлена скидка или фактически выплачена премия.



Агентское же вознаграждение (выгода аффилиата по агентскому договору) включается продавцом в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ.



Сумма агентского вознаграждения аффилиата должна быть оформлена подписанием отчетов агента между аффилиатом (агентом) и продавцом (принципалом). Также в отчете агента следует отразить общую сумму покупки и сумму скидки. Таким образом, наглядно видна экономическая обоснованность и целесообразность произведенных расходов по оплате услуг аффилиата.

Комментариев нет:

Отправить комментарий